Главная / КАМТЗ

 

ТРАКТОР КАМАЗ


Впервые такой трактор мы увидели на предприятии нашего региона. И, как у любого другого человека,  у нас возникло чувство удивления: ОАО “КАМАЗ” делает трактора?”. Директор предприятия поведал нам, о том, что купил трактор КАМАЗ по очень хорошей цене. И действительно ни один конкурент не предлагал такой цены за схожий по характеристикам трактор. Трактор который мы увидели был серии ХТХ-215, это двухсот сильный европейский трактор собранный в России. Предыстория появления тракторов Российской сборки весьма увлекательна и интригующая, при этом, прослеживается наличие нескольких сюжетных линий. Конечно, это не так весело, как в фильме Рязанова, но не менее интересно.

1 

2   

Глубоко погружаться в историю мы не будем, а начнем все с 2000 года. Именно в этом году итальянский концерн ARGO s.p.a приобретает тракторный завод в городе Донкастер (Англия) вместе с торговой маркой McCormick. Таким образом, итальянцы решили открыть себе Британский рынок. И все бы казалось хорошо: современный завод и отличные инженера позволили выпускать высокопродуктивную и надежную технику, но…

14 декабря 2007 года с конвейера завода в Донкастере сходит последний трактор – им оказался трактор серии XTX-215. Почему так случилось? Да все просто – значительные издержки при производстве техники. Оказалось, что трактор, произведенный на Туманном Альбионе, не может конкурировать в цене с аналогом произведенном в той же Италии.  

Параллельно итальянцы начали поиск партнеров в странах, где производство техники будет менее затратным, а рынок не столь переполненным.  Примерно в это же время, ОАО «КАМАЗ» (То ли решили попробовать себя в новом сегменте, то ли чувствуя приближения мирового кризиса 2008 года) также искал возможности загрузить свои производственные мощности. И вот в 2007 году в России началась крупноузловая сборка тракторов КАМАЗ серии ХТХ. Первые трактора, сошедшие с конвейера были Т-215, но со временем было принято решение вернуть трактору родное имя: ХТХ-215. Конечно, никто название трактора на «английский» манер не читал и не произносил. Так что итальянец с британскими корнями все равно заимел русское имя.


3 

4 

Для полноты картины вернемся на несколько десятков лет назад - во времена СССР. В 1985 году правительством страны было принято решение построить в Елабуге «Камский тракторный завод». Но когда уже завод был почти готов, его перепрофилировали под производство грузовиков. Эта историческая несправедливость была исправлена только в 2012 году инвестиционной корпорацией «ETcorp». Данная компания начала инвестировать в производство техники на Камском тракторном заводе (КАМТЗ). Менеджмент московской «ETcorp» не стал заново «изобретать велосипед» и  начал сотрудничать с уже знакомой нам ARGO Tractors S.P.A.. Детально изучив рынок, было принято решение выпускать трактора третьего тягового класса: TTX-185, TTX-215 и ТТХ-230.

Но и это еще не все! Как правило на нерегулируемом производителем рынке возникают разные формы жизни, вот еще одна из них.  На отечественном рынке появлялись не только трактор КАМАЗ –  российской сборки, но и его родители породистые итальянские тратора американского происхождения McCORMICK. Так в том же 2012 году на московском Агросалоне компания  ЛБР-АгроМаркет представила трактора МакКормикк серии TTX-230. В течении двух лет компания занималась поставками тракторов данной марки в Россию. Но конкурировать с отечественными  тракторами они не смогли. Качество тракторов не отличалось, а вот цена была ощутимо выше.

В целом получился хороший трактор, в 2008 году он сочетал в себе идеальный баланс цены и качества. Интуитивно понятный интерфейс дисплея в сочетании с достаточно простым блоком управления, который может сам себя диагностировать (при наличии расшифровки кодов ошибок) с помощью которых можно определить и предупредить неисправность. При наличие хорошего сервиса и доступных запчастей этот трактор был серьезным конкурентом на рынке.


Отзывы о тракторе КАМАЗ разделяются на два фронта: трактор хороший и трактор плохой. Первый относится к тем предприятиям, которые эксплуатируют трактор КАМАЗ на допустимых для него нагрузках, следят за своим трактором и имеют надежных поставщиков запчастей и сервиса. Вторые - это те предприятия, которые приобрели трактор КАМАЗ не для той работы, которую он способен выполнять или им просто досталась не лучшая сборка. Отсутствие запчастей и сервиса, вызвало в таких предприятиях жуткий негативный отзыв.

Мы сами стали свидетелями такого разделения, когда продали два трактора КАМАЗ ХТХ-215. Первый был в хорошем состоянии, спокойно сошел с трала и начал работать чего не скажешь о втором. Его внешний вид совсем не походил на новый: трактор был местами ржавый, патрубки протекали, не работал датчик навески. В общем стало понятно, почему некоторые отзывы плохие. К счастью мы быстро отреагировали - заказали запчасти и заменили их по гарантии. По статистике больше всх запчасти для трактора КАМАЗ заказывают в основном предприятия, у которых модель ХТХ-215.


Те же у кого модель ХТХ-185, заказывают реже. Скорее всего, причина в том, что модели ХТХ 185, имея меньшую мощность, не работают на пределе своих возможностей, в отличие от моделей ХТХ-215. Ведь трактора идентичны - одна и та же трансмиссия PowerShift, гидравлика, внешний вид, мост Carraro, двигатель IVECO. Единственное отличие - настройка двигателя ИВЕКО под разные мощности. Наше наблюдение за оценкой потенциала трактора КАМАЗ со стороны клиента выглядит примерно так, трактор 215 л.с. - значит на его загрузить ровно на 215 л.с. На самом деле отнимите от заявленных параметров 10-15% - это будет золотая середина по нагрузке двигателя и трансмиссии. Кстати цена на трактор КАМАЗ ХТХ 185 была чуть ниже,  чем на ХТХ 215.  

9 

Клиенты, владеющие трактором КАМАЗ XTX 215, покупают запчасти впрок, зная, какие именно узлы чаще всего выходят из строя, во избежание простоя трактора. Ведь лучше, проще и дешевле заменить одну деталь заранее, чем потом менять крупный узел целиком. Трансмиссию также нельзя назвать сильной стороной трактора в сочетании с мощным двигателем и безумным агрегатированием трансмиссия не выдерживает перегрузок. Из опыта ремонта тракторов КАМАЗ можно заключить одно - 90% поломок вызваны неправильной эксплуатацией. Суровые условия эксплуатации также влияют, но  зачем же загонять трактор туда, где он не должен работать? Еще одно упущение со стороны эксплуатирующих служб - это допуск к ремонту кулибинов! Да, да именно они умудряются прикрутить к трактору детали от ДТ-75 или от комбайна Нива. А последствия видны на фотографии :)

 

Подводя итог можно сказать следующее трактора КАМАЗ серии ХТХ, братья КамТЗ и родители McCormick завершают свой жизненный цикл в России. Вторичный рынок делает свое дело и трактора приобрели аббревиатуру б/у. Стремительный взлет, парящий полет и плавное приземление. Немного печально, но это и есть жизнь.